Главная » 2011 » Январь » 14

29 декабря китайское информационное агентство Синьхуа опубликовало рейтинг самых значимых событий, произошедших в КНР за 2012 год. Четвертую строчку этого списка заняли успехи Китая на военном поприще. В этом году китайцы активнее включились в борьбу с Японией и с целым рядом государств Юго-Восточной Азии за спорные территории в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Апофеозом этого противостояния стало принятие на вооружение первого китайского авианосца «Ляонин», построенного на базе выкупленного у Украины авианесущего крейсера «Варяг».

Когда наш национальный символ «Аврору» заливало канализационными нечистотами, когда в Баренцевом море после многолетнего капремонта «сломался» авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», когда вертолет Ка-27 упал на палубу тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий», Китай проводил в открытом море десятки испытаний с применением палубной авиации.

Судьба советского «Варяга», переименованного в честь китайской северо-восточной провинции, где проводилась его модернизация, настолько же печальна, как и остальных уничтоженных советских авианосцев. В 93-м году недостроенный крейсер отошел Украине, где был законсервирован из-за нехватки средств на строительство на территории Черноморского судостроительного завода в городе Николаеве. В 1998 году китайская компания «Chong Lot Travel Agency Ltd» всего за 20 миллионов долларов выкупила «Варяга» у Украины якобы «на иголки».

В историю кораблестроения это событие вошло как своеобразный «рекорд Гиннеса», поскольку приобрести построенный на 70% авианосец за такую смехотворную сумму попросту невозможно. К слову, только модернизация проданного Индии «Горшкова» обошлась в 2,3 миллиарда долларов. А себестоимость одной такой плавучей базы в США превышает 10 миллиардов долларов.

На фоне продолжающегося развала российского ВПК Китай проводит глубокую модернизацию своей армии и флота. В связи с этой программой новый китайский авианосец первое время будет использоваться для подготовки экипажей и специалистов, а также для военно-морских учений. А уже к 2020 году, как заявило правительство КНР, Китай завершит строительство нескольких собственных кораблей такого типа. Появление в Тихом океане новой мощной авианесущей группировки заметно повлияет на расстановку сил в этом регионе, где сконцентрировано 10 авианосцев стран НАТО.

«Китай должен прорвать морскую блокаду со стороны международных сил. И только после выполнения этой задачи, можно вести речь о возрождении Китая. Будущий великий Китай поднимется из океана», — заявил в своем докладе политкомиссар Академии военных наук Народно-освободительной армии КНР (НОАК) генерал Вен Цонгрен.

Китай активно диверсифицирует свои военные технологии, а его промышленный шпионаж не знает себе равных. Даже не закупая импортных образцов вооружения «на пробу», китайцы умудряются создавать точные копии как советского, так и натовского оружия. Так российские РЗСО «Смерчь» в китайской армии названы «А-100», система ПВО «FD-2000» напоминает наш «С-300», французский ЗРК «Crotale» в Китае – «Хунци-7», швейцарская зенитная пушка «Oerlikon GDF» — «Type 90» и т.д.

Конечно, можно сколько угодно рассуждать о том, что китайские аналоги российского вооружения не выдерживают никакой конкуренции с отечественными прообразами. Однако, в отличие от РФ, Китай способен обеспечить эти многочисленные копии надлежащим содержанием. «В России дошло до того, что у войск воздушно-космической обороны катастрофически не хватает боеприпасов. На ЗРК С-300 приходится менее одного комплекта ракет на одну установку, а должны быть по два в запасе», — недавно заявил генерал армии, бывший главнокомандующий ВВС России Анатолий Корнуков.

Бывший советский крейсер стал отличным фундаментом для создания будущего авианесущего флота КНР. На протяжении 5 лет китайские инженеры и ученые только изучали «Варяг», а уже в 2007 году Госкомитет по делам оборонной науки и техники КНР официально заявил, что Китай способен самостоятельно построить авианосец. Кроме того, недавно стало известно, что командир «Ляонина» капитан Ли Сяоянь всего несколько лет назад окончил Военно-морскую академию им. Н.Г. Кузнецова, а дипломная работа китайского офицера как раз была посвящена тактике авианосных ударных групп.

«Заявления властей КНР о строительстве собственного атомного авианесущего флота вполне обоснованы, поскольку бурно развивающийся ВПК Китая, без сомнения, потянет эти дорогостоящие проекты. Мы же оказались в такой ситуации, при которой просто обязаны строить авианосцы. Без них Россия не в состоянии участвовать в локальных конфликтах и оказывать политическое давление на другие страны», — считает Николай Новичков, главный редактор информационного агентства АРМС-ТАСС.

В тоже время некоторые российские военные чиновники открыто высказываются за использование иностранных запчастей в отечественном судостроении. «Если бы руководство российского минобороны верило в потенциал отечественных судостроителей, и им доверяло бы проектирование и строительство современных военных кораблей, то это стало бы индикатором возвращения России в статус великой державы. Однако хорошо известно, что в настоящее время минобороны РФ все чаще сотрудничает с иностранными компаниями по закупке передовых военных технологий» — пишет Ричард Вайц, старший научный сотрудник и директор Центра военно-политического анализа в Гудзоновском институте в Вашингтоне.

Так в прошлом году тогда еще главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий потребовал рассмотреть возможность установки на новые российские боевые корабли импортных дизельных двигателей, систем вентиляции и вооружения, в частности французских и итальянских артиллерийских установок. Эти заявления прозвучали на фоне проходящих тогда испытаний новейших отечественных корабельных пушек А-192М «Армат».

«Дальнейшие закупки иностранного вооружения приведут к окончательной деградации нашего ВПК, а если сегодня мы перейдем к закупке корабельных двигателей, мы похороним и судостроительную промышленность», — считает капитан 1-го ранга Константин Сивков.

В то время как коммунистический Китай активно копирует зарубежное оружие и технологии с целью их самостоятельного производства, российские же лидеры, попутно закупая французские Мистрали, никак не определятся с планами создания отечественных авианосцев. В 2008 году президент Дмитрий Медведев говорил о возможности строительства такого флота. Вскоре министр обороны Анатолий Сердюков опроверг эту информацию, отметив, что в планы военных строительство авианосцев не входит. Его слова подтвердил вице-премьер Сергей Иванов.

Однако уже в этом году на своей пресс-конференции 26 июля на вопрос журналистов о новом авианосце главнокомандующий ВМФ РФ вице-адмирал Виктор Чирков выступил с диаметрально противоположным заявлением: «Технический проект нового авианосца для ВМФ РФ в настоящее время разрабатывается в соответствии с госпрограммой вооружения до 2020 года. А вопрос непосредственной постройки корабля будет рассмотрен только после 2020 года».

Глава пресс-службы Объединенной судостроительной корпорации Андрей Кравченко в телефонной беседе подтвердил эту информацию: «Безусловно, России необходимы атомные авианосцы, однако такие суда не существуют по одиночке, каждый из них нужно обеспечить полноценной ударной группировкой, состоящей из кораблей прикрытия, подводных лодок и авиатехники. Также нужно создать материальную базу на суше для обеспечения этих соединений». По мнению эксперта, у России нас есть мощности для реализации такого проекта, однако пока он лишь на стадии обсуждения в высших эшелонах власти. В пресс-службе «Севмаша» на вопрос о планируемом строительстве авианосцев ответили, что предприятию об этом ничего не известно.

В ситуации, при которой Россия не в состоянии содержать даже свои старые советские авианосцы, распроданные под отели или распиленные на металлолом, говорить о строительстве новых кораблей пока очень рано. Вчерашняя супердержава занимает 22-е место в мире по количеству построечных мест для кораблей. В связи с этим, независимые военные эксперты считают, что если подобный проект будет реализован, его строительство осложнит разваленная инфраструктура ВПК. В СССР подобного рода корабли закладывались на верфях в городе Николаеве, который теперь принадлежит Украине. Авианосцы могут строить на «Севмаше», но только путем модульной сборки.

Даже флагман российского ВМФ, авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» не имеет собственной базы. Авианосец, находясь в Североморске, стоит у причала. За 20 лет эксплуатации ударная авиагруппа крейсера никогда не была полностью укомплектована, также как и ни разу не формировалось полноценное авианосное соединение.

Остановить процесс роста военно-технического потенциала КНР невозможно. Модернизируя бешеными темпами свой ВПК, и, в частности, создавая собственный авианесущий флот, НОАК в будущем гарантирует себе безопасность от вмешательства США в ее возможные локальные пограничные конфликты с Тайванем, Японией и Россией. Согласно новой военной доктрине только морская зона безопасности Китая уходит на две тысячи миль в глубь Тихого океана «для обеспечения коренных национальных интересов КНР».

Бывший командующий легендарной 58-армии генерал-лейтенант Виктор Соболев считает, что российские ВС сегодня не способны противостоять восточному соседу: «Вся наша армия сегодня – это 39 бригад, это примерно 10 дивизий. Для сравнения, в июне 41-ого у нас было более трехсот дивизий. А от Улана-Удэ до Белогорска на 3 тысячи километров границы с КНР вообще стоит всего одна бригада. Наступающие китайцы даже не станут искать горстку наших солдат в лесу. После того, как Транссиб будет перерезан противником, подкрепление за Урал доберется своим ходом лишь через два с половиной месяца».

Чтобы сосуществовать на равных с таким могущественным соседом, России одного ядерного оружия недостаточно. Ключом к сохранению военного баланса на Дальнем Востоке является создание мощного авианесущего флота, готового отстаивать национальные интересы в любой точке земного шара. Способна ли Россия, спустя два смутных десятилетия, потянуть этот дорогостоящий проект, требующий не только решения сложнейших организационных вопросов, но и политической воли руководства страны, покажет время. Однако не стоит забывать, что в самой Поднебесной систематически муссируется тема о пяти миллионах квадратных километров китайской земли, «оккупированной иностранными государствами».
Автор Роман Акользин

... Читать дальше »
Просмотров: 291 | Добавил: huydogefi | Дата: 14.01.2011