00:08 С головой повернутой назад: еще раз о Сталине | |
(Против "вульгарного сталинизма") Любовь к Сталину захлестывает коммунистическое движение. И не только его. Сегодня Сталин оказался нужен всем. Коммунистам (многим) - как вождь Советского Союза и на страх врагам. Ветеранам - как символ великой Победы и как память о лучших днях их жизни. Национал-патриотам - как русский царь, создатель могучей империи. Антисемитам - как освободитель России от послереволюционного еврейского засилья. Верующим - как правитель, закрывший журнал «Воинствующий безбожник» и заключивший союз с церковью. Даже либералам нужен Сталин - для антикоммунистической пропаганды, как пугало. И у каждого «свой» Сталин, причем в разных сочетаниях, зачастую самых противоестественных. Сталин Н.Андреевой это революционер, марксист, интернационалист, вождь Советского народа и коммунистов всего мира. Сталин А.Проханова - консерватор, православный, славянофил, антисемит, монарх милостью божьей. Не удивлюсь, если завтра о Сталине благосклонно отзовется и В.Путин, к примеру, как о лидере, который умел навести порядок и знал, как обойтись с оппозицией. Конечно, культ Сталина, созданный при его жизни, содержал преувеличения и мифы. Любые успехи приписывались его мудрости. Народ должен был благодарить вождя за все: за то, что вытекало из самой природы социализма - «Спасибо великому Сталину за наше счастливое детство»; за то, что было совершено самим народом - «Сталин выиграл Великую Отечественную войну» и т.д. Славословия типа: «Гениальный вождь всех времен и народов», «Лучший друг детей, рыбаков, физкультурников...» далее везде, были нормой. И хотя сегодня они вызывают понятную иронию у большинства, в них по прежнему твердо верят многие, особенно пожилые люди. Тем не менее, именно Сталин руководил страной в те великие, радостные и трагические годы. И их величие навсегда связано с его именем. Но каким бы великим ни оставался Сталин в сознании миллионов, его имя не стало бы снова таким актуальным, если бы не сама сегодняшняя ситуация в стране. За этим последовали разграбление народной собственности, беспредельное социальное расслоение, разруха в экономике, науке, культуре, здравоохранении, образовании, демографическая катастрофа, потеря экономической независимости страны. Жажда социального реванша, возвращения попранной гордости за свою страну, восстановления порядка, - вот, что заставило тысячи людей вспомнить о Сталине и его эпохе. И все же очевидна разница между стихийной ностальгией по сталинскому времени массы людей, особенно из наиболее обездоленных слоев народа, и сталинизмом, как идейном течении в коммунистическом движении. Что такое сталинизм сегодняшний? Это течение, которое: Эти принципиальные установки предопределяют крайний догматизм и сектантство современного сталинизма, придают ему вульгарный, примитивный характер. За исключением, пожалуй, Н.Андреевой, всегда принципиально и последовательно отстаивавшей Сталина, другие нынешние «идеологи» сталинизма попросту пытаются эксплуатировать возникшие настроения, грубо говоря, паразитируют на них. Строго говоря, не Сталин создал эту систему, а система сама рождалась из гущи жизни, из миллионов частных проблем и единственно возможных способов их решений, которые приходилось вырабатывать на всех уровнях власти. Образно говоря, она сложилась из повседневной практики управления и выдвинула Сталина как руководителя, наиболее способного ее развить, укрепить и использовать. В итоге, «сталинская» система, опираясь на принципиальные преимущества социалистического строя, позволила мобилизовать усилия всего народа и вывести Советский Союз на передовые рубежи, победить фашизм, в невиданно короткие сроки восстановить страну. Такова историческая правда, и ее не могут опровергнуть никакие вульгарные антисталинисты, которые по меткому замечанию Б.Курашвили так же вечны, как и вульгарные сталинисты. Нам, да и последующим поколениям остается только предполагать, была ли возможна столь эффективная централизованная система без явлений, снижавших ее эффективность. Возможен ли был «сталинизм» - как объективная необходимость, без «сталинщины» - ошибок и извращений субъективного характера. Без «сплошной» коллективизации за полтора года, вместо последовательной, как намечалось первым пятилетним планом 30%-ной, с завершением ее в течение двух следующих пятилеток (и, значит, без крутого падения производства продовольствия, голода на Украине и в некоторых других регионах). Без массовых репрессий 1937 года и немассовых - последующих лет. Без ошибочных послевоенных постановлений, задержавших развитие ряда направлений науки и искусства, и других «без...». Главное противоречие любой централизованной системы - то, что власть в ней не контролируется снизу. Даже в тех исторических условиях, как это и было в нашей стране, когда такая система оправдана, власть, не контролируемая народом (а только сверху!), неизбежно от него отрывается, начинает жить собственными интересами, «ржавеет», по выражению Ленин. И сам Сталин, говоря о необходимости связи партии с народом, сравнивал ее с титаном Антеем, который был непобедим, пока соприкасался с землей. Власть отрывается от народа. Но если подавляющее большинство не оказывает никакого влияния на выработку политического курса страны, а его участие в политической жизни носит чисто ритуальный характер, то и народ отрывается от власти. Он может к ней относиться лучше или хуже, но это уже не его власть. В 30-е и 40-е годы это практически не сказывалось - люди ощущали себя защитниками осажденной крепости и воспринимали чрезвычайные условия, как естественные. Однако после завершения восстановительного периода, с переходом к «нормальной» жизни, противоречия централизованной системы стали проявляться все в большей степени. По мере увеличения масштабов народного хозяйства, усложнения производственных связей, внедрения новой техники, повышения роли науки возрастала необходимость в более гибкой системе управления экономикой, расширении прав трудовых коллективов и работников Люди перестали чувствовать себя «винтиками» (точнее, только «винтиками») государственной машины. Таким образом, все послесталинские десятилетия власть (на всех уровнях) оставалась неподконтрольной народу, хотя объективные условия были уже другими. И то, что система работала без, или с очень слабыми обратными связями, неизбежно вело ее к перерождению, превращая последовательно в номенклатурно-бюрократическую. Жизнь партии выхолащивалась, принимая все более ритуальный характер. В итоге произошло полное отчуждение власти и от рабочего класса и от интеллигенции, и, наоборот, рабочего класса и интеллигенции от власти. Всевластие президента, чинопочитание государственных служащих, подобострастие «творческой» интеллигенции, даже отсутствие навыков марксистского диалектического анализа у лидеров коммунистической оппозиции, - все это оттуда, из того прошлого. И самое главное - то, что сегодня помогает режиму удержаться - привычка к послушанию, организационная и психологическая неподготовленность людей труда к коллективному сопротивлению власти. Идеологи сталинизма всерьез убеждают, что при Сталине существовала диктатура не чья-нибудь, а именно пролетариата. Они «забывают», что по Марксу и Ленину пролетарская диктатура означала не только подавление врагов, но, прежде всего широчайшую демократию для самого пролетариата. Трудящимся она должна предоставлять максимальные политические права уже не только юридически (как это делает буржуазная демократия), но и фактически. Именно так понимал пролетарскую демократию Ленин, отождествляя её с диктатурой пролетариата. Именно к этому он стремился. Объективные (и не только) условия не позволили развиться пролетарской демократии в тот период. Но сегодня, когда диктатура пролетариата снова становится необходимой для перехода к социализму, утверждать, что она возможна единственно в сталинском варианте - значит отказываться от ленинизма. Догматизм, а сегодня он рядится в «сталинскую форму» - это запрет на действительно марксистский анализ действительности, ее сложностей и противоречий, то есть именно на то, чем блестяще владел Сталин. Это подмена такого анализа упрощенными ответами, либо общими лозунгами, правильными на все времена и, поэтому, выглядящими от бесконечного повторения как заклинания. До сих пор нет серьезного анализа: почему на сторону буржуазного режима перешло 70% партийного аппарата, почему из 19 миллионов членов КПСС в строю осталось меньше одного миллиона, почему рабочий класс до сих пор, уже пережив все «прелести» контрреволюционного строя, с недоверием относится к коммунистам, почему три четверти сегодняшних коммунистов - люди пенсионного возраста и т.д. и т.п. Довольно глупо все это сваливать на происки Запада или на бедного Хрущева. В итоге, современные «талмудисты и начетчики от марксизма» (выражение Сталина) начали приносить коммунистическому движению вред не меньший, если не больший, чем соглашатели и ревизионисты. Если правый уклон за последние годы себя полностью проявил (Зюганов), то догматики и сектанты как всегда «большие роялисты, чем сам король», и большие марксисты, чем Маркс и Ленин. Поэтому любая критика их позиции рассматривается как ревизионизм. Догматизм буквально душит коммунистическое движение, отталкивает от него широкие массы, особенно молодежь. Сектантство, в практическом отношении, еще вреднее. Это доведенный до крайности догматизм, который в любой точке зрения, не совпадающей с его «личной» позицией, видит руку «врагов народа», чем вносит полный разлад в коммунистическое движение. Дело зачастую приобретает просто комический (если бы не вело к тяжелым последствиям) характер. А.Лапин и его товарищи по ВКПБ исписывают горы бумаги, чтобы выискать «троцкизм» у Н.Андреевой. Та, в свою очередь, обвиняет в троцкизме В.Тюлькина. Эмоциональный В. Анпилов навешивает на того же Тюлькина уже не просто, а «сионо-троцкизм». Но и Тюлькин не хочет отставать. Как в игре в «испорченный телефон» он транслирует этот бранное слово дальше. И вот уже «тюлькинцы», объединившись с «андреевцами», ультимативно требуют исключить из московского Консультативного совета, в котором на протяжении года сотрудничали практически все столичные коммунистические организации, ребят из Революционной рабочей партии, тоже, разумеется, за троцкизм. И если всерьез воспринимать весь этот бред, то следовало бы их всех расстрелять как «наемников иностранного капитала». Полагаю, Сталин так бы и сделал. Ни тотальный контроль за гражданами, ни подавление оппозиции, ни бесконтрольность власти, ни культ вождей - все то, что составляет «отрицательную специфику» сталинской системы управления, не повторятся никогда. | |
|
Всего комментариев: 0 | |